Картину Писсарро, присвоенную нацистами 77 лет назад, вернут семье коллекционера

Высший апелляционный суд Франции отклонил иск американской пары, которая требовала признать свои права на картину импрессиониста Камиля Писсарро. Сцена «Сбор гороха» была куплена на аукционе, но оказалось, что её насильно изъяли во время Второй мировой войны у коллекционера еврейского происхождения.
Окончательный вердикт поставил точку в трёхлетнем судебном процессе. Это означает, что около 20-ти потомков предпринимателя Симона Бауэра наконец получили право собственности на полотно через 77 лет после его конфискации. На протяжении всего слушания картина хранилась в музее Орсе в Париже.
Коллекционеры Брюс и Робби Толл купили картину «Сбор гороха» на аукционе Christie’s в Нью-Йорке в 1995 году за 800 тысяч долларов. Они настаивают, что на тот момент не знали, что она была присвоена нацистами. Однако Кассационный суд отклонил их апелляцию и оставил в силе решение предыдущих судов о том, что плотно должно быть возвращено семье еврейского коллекционера. В постановлении говорится, что, даже если Толлы добросовестно приобрели картину, «они не могут утверждать, что стали законными владельцами».
Адвокат американцев Рон Соффер заявил, что они планируют призвать Французское государство к ответу в Европейском суде по правам человека. Толлы недовольны, потому что «в конечном итоге именно им пришлось платить за преступления, совершённые режимом Виши», — заявил юрист. И добавил, что решение «открывает ящик Пандоры для судов».
Сторонники режима Виши — антисемитского правительства Франции, сотрудничавшего с нацистами — в 1943 году конфисковали 93 картины из собрания Бауэра. Сам предприниматель умер в 1947 году, через два года после окончания Второй мировой войны. Его содержали в печально известном концлагере Дранси под Парижем, откуда десятки тысяч евреев были доставлены в нацистские лагеря смерти. Самого Бауэра эта участь минула.
После войны ему удалось вернуть себе несколько картин, но работа «Сбор гороха», которую Писсарро написал в 1887 году, была утеряна. Наследники Бауэра затеяли судебное разбирательство после того, как увидели её в каталоге выставки в музее Мармоттана — Моне в Париже в 2017 году. Полотно было одолжено у Толлов для ретроспективы творчества художника.