«Спаситель мира» Леонардо: эксперт раскрывает новые «захватывающие» доказательства

Опубликовал on / 0 Комментариев

Принадлежала ли картина Лувра Абу Даби стоимостью 450 миллионов долларов английскиму дворянину, который последовал за Карлом I на эшафот в 1649 году?

Поскольку Лувр Абу-Даби представляет картину Леонардо «Спаситель мира» в этом месяце, появились новые свидетельства, которые ставят под вопрос раннее местонахождение картины и ее королевскую родословную.

До сих пор считалось, что картина была «возможно» написана для покровителя Леонардо короля Людовика XII Франции и его супруги Анны из Бретани, которая «скорее всего» заказала ее  художнику вскоре после французского завоевания Милана около 1500 года (согласно каталогу продажи, опубликованного Кристис в ноябре 2017 года). «Спаситель мира» Леонардо появляется в Англии в  17 веке, как собственность Карла I, в разгар гражданской войны.

Ученые заявляют, что, когда французская принцесса Генриетта Мария вышла замуж за короля Карла I в 1625 году, она, возможно, привезла с собой картину, и оставила ее в апартаментах Гринвича как королевскую собственность до королевской казни в 1649 году. Она была отождествлена с «Молитвой Христа, Леонардо».

Но сейчас новые исследования специалиста по живописи 17-го века Джереми Вуда свидетельствуют о том, что картина «Спаситель мира» Леонардо находилась в доме маркиза Джеймса третьего, позднее первого герцога Гамильтона, между 1638 и 1641 годами, а не в комнатах королевы Генриетты. Это ставит вопрос о том, как картина может быть в двух местах сразу: дом Гамильтона и шкаф Генриетты в Гринвиче.

Маргарет Даливалл, чья экспертиза по происхождению «Спасителя мира» является одной из основоположных, подтверждающая авторство Леонардо, отметила важность «захватывающего открытия» Вуда в его эссе («Покупка и продажа искусства» в Венеции, Лондоне и Антверпене … c. 1637-52, недавно опубликованного обществом Уолпола), в котором представлен список картин в доме Гамильтона примерно с 1638 по 1641 год.

«Точное описание картины как работы Леонардо в инвентарном перечне Гамильтона само по себе является не типичным для документа 17го века, — говорит Даливалл. Инвентарная запись выглядит весьма убедительно для меня, учитывая, что картина хранилась среди картин престижных Делла Нейва и Приули.

Существует 20 вариантов «Спасителя мира» написанных многочисленными учениками и последователями Леонардо. Если обе картины могут быть идентифицированы как «Спаситель мира» в Абу-Даби, у Даливалл есть правдоподобный сценарий, как картина попала из коллекции Гамильтона в собственность Карла I. «Картина была тесно связанная с Королевской коллекцией; король, согласно документу от 18 октября 1638 года, хотел получить картины купленные Гамильтоном в Венеции, угрожая наложением таможенных пошлин, а пристрастие короля и королевы к Леонардо задокументировано», — говорит Даливалл. «Поэтому я считаю, что существует большая вероятность того, что эта картина была замечена в доме «Челси» и выбрана королем в какой-то момент между 1638 и 1641 годами, для апартаментов королевы в Гринвиче».

Она добавляет: «Я не нашла доказательств того, что «Спасителя мира» Мария Генриетта привезла из Франции; принадлежность была установлена благодаря тому факту, что картина была записана в переписи ее собственности в 1649 году».

Вуд и Даливалл также обсудили другие возможные гипотезы. Одна из них – ключевая роль, которую играет офорт «Спаситель мира» Леонардо, сделанный роялистом Вацлаусом Холларом, который тогда жил в изгнании в Антверпене, который начертан (на латыни): «Леонардо нарисовал его», а Холлар воспроизвел его «из оригинала» в 1650. После казни Джеймса Гамильтона в 1649 году его брат, второй герцог, доставил большую часть своей коллекции в Нидерланды для продажи. Мог ли «Спаситель мира» Гамильтона быть частью этой партии, и может ли это объяснить «как и почему» Холлар возсоздал его «из оригинала» в Антверпене в это время? (Действительно, в 1649 и 1650 годах Холлар сделал ряд офортов итальянских картин, которые были доступны ему в оригинале.)

Есть даже интригующая возможная информация, подтверждающая это: в транспортном ящике с картинами Гамильтона был «Спаситель мира», но без атрибуции. Недостаток других картин в коллекции Гамильтона, считает Вуд, делает это предположение заслуживающим внимания.

Даливалл собирается развить и полностью разрешить эту гипотезу в будущей книге «Спаситель мира» в соавторстве с американским арт-дилером Робертом Симоном и экспертом Леонардо Мартином Кемпом (Издательство Оксфордского университета).

Теперь эксперты будут внимательно изучать особенности коллекции Гамильтона и работы, которые он унаследовал от своих предков.